Администратор
Группа: Главные администраторы
Сообщений: 170
Регистрация: 31.7.2008
Из: планета Земля
Пользователь №: 1
|
СВОБОДА ВОЛИ
Остались незатронутыми анализом два крупнейших фактора в судьбе человека — наследственные данные и свобода воли.
Для любой личности в самом начале предоставляются, так ска¬зать, стартовые условия: наследственный банк задатков, и разная степень свободы начать свой жизненный путь, считая, что форми¬рование человека начинается с того момента, когда он «лежит по¬перек лавки». Воспитание необходимых качеств — трудолюбие, усидчивость, настойчивость, внимательность, осторожность, доб-рота — с самого раннего детства является определяющим на всю последующую жизнь; оно во многом определяет судьбу личности. Детская невоспитанность с высокой степенью вероятности портит всю судьбу, с самого начала и до конца жизни.
В этом отношении в судьбе человека царит упорядоченность, закономерность и, если хотите, предопределенность. Подобно тому, как дальность полета физического тела зависит от стартовых опреде¬ляющих условий, так и полет личности зависит от наследственных данных (угол наклона к горизонту) и цепкости в обучении (началь¬ная скорость), трудолюбия.
Если такие требования не будут выполнены на начальном этапе (до 20 лет), то уже при становлении личности в 30 лет со всеми до¬стоинствами, как правило, происходит с великими потерями воз¬можностей. Поздно. Жизнь не прощает упущения потерь на старте. Конечно, это далеко не всегда, бывают и исключения, которые наблюдаются только при сочетании благоприятных условий. Среди них — мощная поддержка влиятельных родителей, протеже и дру¬гие.
Судьбоносны привычки. Родители должны знать, что формирование самого необходимого набора привычек с детства действует всю жизнь определяюще. Добрые привычки — это огромное богат-ство, с которым личность идет по жизни.
Судьбоносность наследственных данных вне всякого сомнения. Однако с самого начала, т. е. на старте она размыта и не определенна. С одной стороны полученные от природы качества остаются на всю жизнь со своим носителем, также как и черты лица, мимика, голос, и будут вносить определяющее влияние на поведение, а значит на судьбу. Но с другой стороны, имеется разнонаправленная возмож¬ность их воплощения. Темперамент может быть проявлен как на по¬прище добра, так и зла. Тоже — интеллект, эмоциональные тонко¬сти и вообще все.. Неординарная от природы личность не перейдет в разряд ординарных ни при каких обстоятельствах воспитания и условий жизни. Она закономерно ищет нишу для самоутверждения. И очень часто находит ее совсем не там, где надо было бы: хулиганстве, воровстве, махинациях, жульничестве, авантюризме и т. п. Эф значит, что с самого начала личности не была задана траектория ее полета, не были определены ее начальные параметры. Конечно же все зависит от воспитания. Но не в упрощенном истолковании Мы знаем множество примеров из жизни, когда исключительная старательность родителей сделать свое дитя благовоспитанным и перспективным в отношении карьеры к их полному удивлению оборачивается противоположными результатами. Причины могут быть разные. Основная состоит, по видимому, в том, что не одни лишь родительские сентенции и правила формируют повелительные центры в сознании ребенка, подростка: есть еще улица и, как ни странно — кино, а у него тоже два лика.
А вот противоположный случай. Подросток рос в неблагопри¬ятной семье, имел неблагоприятное окружение, общался с ворами, пропускал занятия в школе, ПТУ, а затем и вообще бросил учиться. Но! Какая-то неведомая сила', подспудная внутренняя установка, подобно биологическому ритму выводит его из дебрей помутнения и блуда на нормальный человеческий путь. Какой-то сигналящий огонек, настойчивым мерцанием в подсознании формирует сначала неприятие, протест, а затем и убеждение, а как итог — разрыв с по-рочными наклонностями.
Этот пример ярко свидетельствует, насколько судьбоносными являются внутренние потенции человека. Он показывает, что несмотря на самые неблагоприятные воздействия так называемого бытия, сознание может проявлять свою властную от него независимость.
Так наиболее выпукло личность начинает ощущать свободу воли. Конечно же она зависима и ограничена очень многими препятствиями и законами. Но она запускается вход, как правило, тог¬да, когда вымериваются возможности своих сил, целевого настроя, запала, запасы энергии, когда высматривается своя НИША. Сформированные жизненные мотивации, устремленность, запрограммирование образа мыслей, личностная идейность — это все то, на чем зиждется свобода воли. В соответствии с ней человек имеет свои достижения.
Другое дело, что свобода воли проявляется только в поле своей противоположности — бесчисленных препятствий и случайностей. Но она существует и является великим фактором судьбоустройства. Поэтому в определенном понимании любой человек идет по жизни как бы параллельно себе. В этом смысле он может достичь большего или меньшего, пройти по самому высокому уровню сво¬их возможностей или по наиболее низкому — везде он раскрывает свою сформированную сущность.
И куда бы человек ни старался уехать, переехать — всюду за ним, как тень, следует его «аура» - его наследственные и нажитые черты, образ.
Вот и говорят поэтому: от себя не убежишь.
Максимальные потенции для свободы воли (т. е. для проявления ее в будущем) сосредоточены в личности тогда, когда она только появилась на свет. Это означает, что данные потенции открыты по всей сфере и ниши еще не только не стеснены, но и напротив дают возможность родителям использовать самую пластическую стадию развития индивида с самым эффективным на него воздействием. В этом случае «Я» формируется, так сказать, в латентной стадии своего развития. т. е. когда оно еще не осознается.
Потенции для реализации амбиций снижаются вовсе не тогда, когда человек уже в возрасте, а уже в молодые годы. В 20 лет как правило основная направленность в развитии завершается. Переделывать себя уже становится или слишком трудно или вообще невозможно. И если бывает надежда на успех, то только в том случае, если моло¬дая душа наполнена внутренними позывами, внутренней борьбой, сознанием альтернативного выбора, аутогенным превозмоганием привычных соблазнов. Результаты такой внутренней реакции дают знать о себе в любом возрасте по отношению к какому-либо вредно¬му пристрастию: алкоголю, табаку, обжорству, безделью и т. п.
Но чаще всего особой борьбы в сознании и не возникает: основ¬ные судьбоносные пружины уже сработали, ресурсы исчерпались. И тогда можно говорить о некой закономерности, так метко выражен¬ной в поговорке:« В двадцать лет ума нет — и не будет; в тридцать лет-жены нет — и не будет; в сорок лет денег нет — и не будет», j Каждый при этом надеется на какое-то чудо: вот однажды он I проснется — и все переменится, станет другим. Но все почему-то I никак не меняется, только тянет все болезненный ворох в более глу¬хое болото. И не приходит, не подвертывается никакая случайность, которая могла бы все поставить на свои места или хотя бы здорово помочь. Ну где же ты, судьба? Где ты с твоими непредвиденностями, нелепостями и вычурностями, где ты, о чудо, помоги!
Сколько было у отчаявшихся такого внутреннего зова, мольбы и надежд — и все, как в пустыне.
Конечно же все оставалось по-прежнему. Привыкшие нарушать великий завет «на Бога надейся, а сам не плошай» всегда приводит к жалкому итогу безысходности. Конечно, если действительно при |этом вина своя, а не посторонняя.
Но бывают и исключения. Бывает — везет. И везет тем, кто не научился, как говорится, плавать. Ну, к примеру, выиграл алкаш большую сумму по лотерее, выиграл автомобиль. Счастье-то какое! Но в какие руки оно попало? В те руки, которые не умеют держать его, обходиться с ним. И на этот счет есть афоризм: «Как пришло — так и ушло».
На противоположном полюсе другие законы. Деньги — к деньгам, удача — к удаче. И здесь нет ничего фантастичного. Просто на¬чинает срабатывать закономерность, когда в этом отношении сфор¬мировывается почва под ногами.
Свобода воли выражается в широчайших пределах — от элемен¬тарного разрешения проблемы выбора, варианта действия, сведения на каждый момент нескольких побуждений к одному — до преодо¬ления множества великих препятствий ради воплощения идеи. Мир не фатален, в нем существует свобода воли, ограничен ная обстоятельствами жизни, препятствиями, законами и закономерностями, но она существует. Если и можно говорить о некой предопределенности судьбы, то только в смысле ее граней, характеристик, закономерностей, которые обусловлены двумя условиями — наследственными потенциями и воспитанием. Эти факторы предопределяют только общие тенденции судьбы.
Случайности (не имеются ввиду физические явления) не фатальны, гак как при свободе воли фатальность случая бессмыслена. Фатальность означает единственно возможное событие, которое заранее предопределено. Но какая может быть единственность реализации события, если существует множественность вариантов принятия решений, которые только за один акт выбора действия может резко сменить вектор направленности в будущее, уводя реальный маршрут событий в сторону от гипотетической точки встречи с фатальным событием? Теперь представьте себе, что выбор поступить так, а не эдак, свершается нами на каждом шагу, в том числе по существу, может быть не один раз за один только день. Отсюда возникает бесчисленное семейство рисунков событий, укладывающихся в один стереотип, для возможных свершений. Многие варианты принятия решений выходят за рамки стереотипного образа действий и поведения.
В жизни реализуется единственная возможность. Но это не всегда означает, что у нее не было равнообоснованных причин, рав¬но детерминированных обстоятельств и что она была подвержена верховенству какого-то одного. Анализ и чрезвычайно вниматель¬ное самонаблюдение приводит к выводу: идея, мысль обусловлена принципами причинности в трех ипостасях — общие тенденции; принятие решений, адекватных внешним и внутренним воздействиям; и наконец выбор неадекватный и даже противоположный логике внешних воздействий. ;
А теперь можно обобщить рассуждения о судьбоносных конструкциях, которые в своем взаимодействии определяют судьбу че¬ловека, да и судьбу любой общности людей и государства в целом.
На характер судьбы воздействуют три ипостаси: закономер¬ность, случайность и Свобода Воли. Только в соотношении этих трех великих компонент, в их реакции решается будущее индивида. Это — величайшая всемирная кухня, в которой перманентно, на каждый момент времени решается уравнение из бесчисленного количества известных и неизвестных.
Решающая роль при этом принадлежит ближайшим влияниям и воздействиям, входящих в реакцию с сознанием, вплотную, как открытые, видимые воочию, так и скрытые, дающие о себе знать исподволь. Сторонние влияния, как правило, воздействуют на со¬бытия непрямо, а опосредованно.
Свобода воли прослеживается в явном, выпуклом виде. Наибо¬лее существенно то, что ее возможности обратно пропорциональны возрасту, отсчитывая с самого начала жизни. Это особенно необхо¬димо осознать педагогам, которые должны внушать такую мысль с первого класса школы. Не напрасно на этот счет существует поучи¬тельная поговорка: «Куй счастье смолоду!» В ней сосредоточена му¬дрость человеческого опыта. Но без объяснения она звучит абстрак¬тно.
Судьба в головах людей занимает положение особое, к ней от-'носятся с поклонением все — независимо от ранга. И сильные мира сего, от шевеления пальца которых приводится в исполнение принцип «Хочу казню, хочу милую», трепещут перед ним ничуть ни меньше, чем простолюдины. Особый всплеск поклонения судьбе произошел у нас в СССР, теперь уже не существующем. Но научных концепций, серьезных исследований великого явления, каковым является судьба, нет и в помине. Зато пустое пространство заполнено толкованиями иррациональными, совершенно игнорирующими реальные связи вещей, реальную сложность взаимодействий. Они не только ничего не проясняют и не раскрывают, но уводят нас в тридцатистепенные дебри. Послушать их – так любая химическая реакция, это не взаимодействие веществ, а влияние неких совершенно неведомых сил.
|